среда, 29 июля 2020 г.

Г. И. Старикова
Историко-краеведческий музей, г. Магнитогорск

Артефакты I мировой войны
в фондах Магнитогорского историко-краеведческого музея

Первую мировую войну часто называют «забытой войной». Унеся миллионы жизней, во многом спровоцировав глобальные перемены во всем мире, для советской России она осталось связанной с царизмом, и как следствие, были забыты ее герои, спрятаны или уничтожены многие ордена, фотографии, документы. Десятилетия в семьях старались не вспоминать имена родственников участвовавших в войне, тем более что судьба многих из них была связана и с белой армией. Такое отношение к этой войне нашло отражение и в фондах краеведческих музеев, особенно открытых уже в годы советской власти.

Магнитогорский краеведческий музей был основан 31 августа 1944 г. и в формировании фондов особое внимание уделялось советскому периоду (строительство ММК, Великая Отечественная война и т.д.). Интерес к дореволюционной истории не поощрялся, многие темы были закрыты (например, спецпереселенцы) или раскрывались односторонне (например, гражданская война). Очень четкими были идеологические установки, как по сбору материалов, так и по экспозиционной работе: «советские музеи являются действенным средством пропаганды коммунистических идей, коммунистического мировоззрения и, тем самым, коммунистического воспитания» (1). Среди критических замечаний в адрес музея в 50-е гг. звучали и такие: «музей Сталинской Магнитки превращен в хранилище предметов старины» (2). В связи с этим, сбор материалов по досоветскому периоду был не систематичен и односторонен. Таким отношением, прежде всего и объясняется незначительное количество артефактов по первой мировой войне в фондах музея. Кроме того и население (даже в 80 – 90е гг. XX века) неохотно раскрывало семейные архивы.

В настоящее время в музее не выделен фонд I мировой войны, материалы фрагментарны и часто относятся к разным личным коллекциям. Выявлено около 100 артефактов, связанных с этим событием. Это фотографии, документы, личные вещи. К сожалению, по объективным причинам, мы не всегда знаем легенду того или иного экспоната.

В музее имеются фотографии и документы о жителях станицы Магнитной, участниках I мировой войны. Несколько сот казаков станицы служили в сводных казачьих дивизиях, особенно много их было в 16 Оренбургском казачьем полку. Известны имена многих казаков, отличившихся в боях, награжденных Георгиевскими крестами и медалями. Однако сведения чаще всего носят отрывочный, неполный характер. Незначительно и количество материальных свидетельств об участии казаков в войне. В фондах музея имеются фотографии 1914 – 1917гг. (в основном копии), на которых казаки станицы Магнитной – в парадной форме, с наградами. Это в основном коллективные фотографии, присланные с фронта, но снятые профессиональным фотографом. Но некоторые, возможно, были сняты непосредственно в полевых условиях. Такой является, например, фотография вахмистра 3 сотни 16 Оренбургского казачьего полка К.Ф. Ефимова – кавалера 4х Георгиевских крестов. Интересным экспонатом, связанным с I мировой войной и станицей Магнитной, является полотенце с вышитой надписью «МГМ выш. 1916г. окт. 14. д». Известна его история – это так называемое "обыденное" полотенце, которое было изготовлено в один день, как оберег женой казака, который отправлялся на службу 14 октября 1916г. Обыденные полотенца обычно несли в церковь, это осталось в семье.

Многие материалы этого периода встречаются в личных коллекциях участников гражданской войны. Вот несколько примеров.
В музее хранится коллекция Сергея Сергеевича Некрасова. Он родился в 1893г. в Пермском крае, окончил городское училище в Перми, работал телеграфистом на центральном телеграфе г. Екатеринбурга. Участвовал в деятельности большевистского кружка «Левый сектор». Был телеграфистом-юзистом в штабе III Армии РККА. В 1920г. вступил в Коммунистическую партию. С 1930г. работает в Магнитогорске заведующим районным отделом связи. Позже занимал различные должности в горисполкоме, городском Совете депутатов трудящихся, городском комитете ВКП (б). В годы Великой Отечественной войны был комиссаром эвакогоспиталя. В его обширной автобиографии имеется такая запись: «В 1914г. при призыве в армию был признан негодным». Однако документы об этом он сохранил и в 1981г. передал в музей. Благодаря этому в нашем распоряжении находятся два документа, связанных с призывом на военную службу. Это «Повестка по воинской повинности» от 2 сентября 2014г. и «Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности» от 20 сентября.
Фотография 1916г. и трофейный немецкий кинжал были переданы в 1977г. дочерью Ивана Григорьевича Тюрина. Он родился в 1896г. в Симбирской губернии. В 1915г. был призван на действительную службу во флот – служил в Кронштадте, а с августа 1917г. в учебной команде 2 пулеметного запасного полка. Участвовал в октябрьских событиях 1917г., по его словам штурмовал Зимний Дворец и охранял Смольный.

Более подробно остановимся на анализе фотографий (1916 -1917гг.), переданных в музей в 1993г. А.Т. Гореловой. Анна Тимофеевна родилась в 1908г. в Ивановской губернии, с 1931г. проживала в Магнитогорске, фотографии принадлежали ее близкой родственнице.
Это комплект фотографий из 38 штук, снятых непосредственно на передовой. Черно-белые фотографии размером 8х12 см. (за редким исключением) не всегда качественные, но в основном четкие и содержащие многие детали фронтовой жизни. Кто фотографировал неизвестно, только на одном снимке есть надпись «снимал Ник. Иван.». Датируются фотографии (по отдельным надписям) периодом с осени 1916г. по осень 1917г. Анализ фотографий позволил определить, что присланы они, были с фронта капитаном Евгением Андреевичем Наумовым (в коллекции А.Т. Гореловой имеются еще 2 его фотографии в парадной форме) и предназначались его жене. Благодаря подписям и содержанию снимков удалось определить и место дислокации. Так, на одной из фотографии видна вывеска, по которой можно сказать, что дивизия Наумова входила в состав Западного фронта. В надписях на фотографиях упоминаются названия рек Стоход, Шара, Малый Обзыр. В период, к которому относятся фотографии, линия фронта проходила по рекам Стоход и Припять, установившаяся здесь после Брусиловского прорыва в августе 1916г. Война в это время носила позиционный характер. Штаб фронта находился в Минске. В июне 1917г. именно здесь проходит неудачное наступление русской армии.
На фотографиях, присланных Наумовым нет страшных картин войны – поля боя с трупами, раненых, разрушений, горящих домов и др. Хотя в целом такие фотографии известны – они печатались в журналах того времени, сохранились в архивах. Судя по всему, любящий муж старался не пугать жену ужасами войны и домой посылал наиболее мирные фотографии.
Фотографии Наумова иллюстрируют фронтовой быт конца 1916 – 1917гг., т.е. самого критичного периода перед революцией. Итак, о чем они нам рассказывают?
Больше всего коллективных фотографий офицеров и солдат, снятых в полевом лагере среди сосен, около землянок, почти всегда с оружием (пулеметы, ружья, кинжалы, сабли), но иногда с инструментами (лопатами, топорами). На нескольких фотографиях офицеры и солдаты на позициях перед заграждениями из колючей проволоки, в окопах, около землянки командира батальона, во время строительства укреплений. Перед нами проходят разные времена года, меняется пейзаж, все более усталыми выглядят воины. Кроме того, мы наблюдаем и некоторые события фронтовой жизни: приезд театра пантомимы, общее построение, выступление военного оркестра, приезд генерала, похороны, посещение бани.… На двух фотографиях солдатские кладбища. В обоих случаях имеется ограда (из колючей проволоки и из бревен), на могилах стоят высокие деревянные восьмиконечные кресты с табличками. На одной фотографии – торжественные похороны (священник, хоругви), на другой –3 солдата у кладбища. Одной из самых информационной оказалась фотография, на которой солдаты стоят у бани. Над дверью – большая вывеска «Всероссийскiй земскiй союзъ / баня / комитет западного фронта». Благодаря этому тексту, мы узнали об одной из сторон деятельности Комитета Западного фронта Всероссийского Земского союза. Этот комитет возник в октябре 1914 года и много сделал для фронта: он занимался оборудованием и медикаментами для госпиталей, обучением медицинского персонала, пунктами питания, заготовкой белья, одежды и обуви для армии и многим другим. В том числе как видим и организацией бань.

Среди фотографий не все подписаны, лишь на девяти имеются подписи – видимо, основная информация о фронтовой жизни, сослуживцах была в письмах. Чаще всего надписи носят личный характер. Тем не менее, они помогли определить место дислокации дивизии. Называются и имена некоторых офицеров. Можно почерпнуть и другую информацию о фронтовом быте - об отпусках, ранениях, болезнях. Одна надпись позволяет нам увидеть кусочек той жизни. Евгений Андреевич пишет жене: «Матюшин плохо себя чувствует и хочет лечиться рюмкой водки, почему меня торопит и спрашивает, что я могу столько писать. Бедный человек, если б был женат, то знал бы, что писать, и прошу тебя, найди ты ему интересную крестную мать, которая ему бы писала» (август 1917г.). Военными крестными матерями называли женщин, которые писали письма на фронт незнакомым солдатам. Во французской армии такая переписка специально поощрялась, чтобы поднять боевой дух. Видимо, и в российской армии это словосочетания и подобная практика переписки также существовала.
Фотографии требуют дальнейшего исследования – очень многие вопросы остались без ответа: например, что за генерал сидит в коляске? Какой театр приезжал на фронт? И самый главный вопрос – кто такой Евгений Андреевич Наумов. Он присутствует на большинстве фотографий. Но, к сожалению, мы почти ничего о нем не знаем. Какую должность он занимал? Не знаем, участвовал ли он в Брусиловском прорыве, но с большей степенью достоверности можем говорить об участии в июльском наступлении 1917г. На нескольких снимках он с палочкой – был ранен? Что с ним случилось после революции? Имеются сведения, что был участником гражданской войны (но с какой стороны?), и что похоронен в городе Кисловодске. Несомненно, есть надежда, что работа в архивах поможет раскрыть его биографию.
Конечно, фотографии из фондов музея могут осветить лишь немногие эпизоды той войны. Но хочется надеяться, что однажды будет создан единый фонд фотографий 1 мировой войны, в который войдут и снимки Е.А. Наумова.
Благодаря работе историков, краеведов, музейщиков 1 мировую войну уже нельзя назвать «забытой войной», к ней возвращается исконное название Великой и будем надеяться, что еще имеются возможности пополнить наши фонды новыми материалами об истории этой войны.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Основы Советского музееведения. М., 1955, с.3.
2. Гагарин П. Краеведческий музей на ложном пути. // Магнитогорский рабочий, 15 сентября 1950г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий