среда, 12 августа 2020 г.

 

Г.И. Старикова
Историко-краеведческий музей, г. Магнитогорск

РЕЛИГИЯ И АТЕИЗМ В МАГНИТНОМ РАЙОНЕ
И Г. МАГНИТОГОРСКЕ
(вторая пол. 20 – 30е гг. XX века)

В августе 1919г. красные вошли в станицу Магнитную. Гражданская война для станичников закончилась (хотя многие их земляки еще продолжали сражаться в Сибири и на Дальнем Востоке). Но мирная жизнь была не менее бурной и трагичной. Голод, тиф, бандитизм… И на этом фоне начинается кардинальное переустройство всей жизни, рушатся многовековые устои, уничтожаются их носители. Изменения происходят не только в социальной и экономической сферах, но и в мировоззренческой. Принятый 23 января 1918г. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» начинает действовать и на территории Южного Урала.

В Магнитогорском городском архиве сохранились документы 20-30х годов XX века, позволяющие увидеть, как изменяется отношение местных властей (несомненно, выполняющих указания вышестоящих органов) к священнослужителям и верующим, внедряется новое атеистическое мировоззрение. Эти материалы можно разделить на два блока:

  1. Циркулярные письма Троицкого окрисполкома в Магнитный район; переписка Магнитного райисполкома с сельсоветами; обращения верующих о проведении религиозных праздников, собраний, съездов; именные списки лиц лишенных избирательных прав по Магнитному району (1924 – 1930 гг.).

  2. Документы периода строительства металлургического завода и города Магнитогорска. Это протоколы собраний, планы работы и списки ячеек и членов Союза воинствующих безбожников; а также личные дела «лишенцев» (1929-1934 гг.).

При работе над статьей также использовались газетные материалы, воспоминания и другие источники.













Магнитный район и религия
20е годы XX века


В ноябре 1923г. была образована Уральская область, делившаяся на округа. Бывшие Троицкий и Верхнеуральский уезды вошли в состав Троицкого округа, к которому относился и Магнитный район. В районе было 9 сельсоветов: Магнитный, Агаповский, Среднеуральский, Черниговский, Требиатский, Наваринский, Еленинский, Янгельский, Воздвиженский. Магнитный районный исполнительный комитет подчинялся Троицкому окружному исполкому. Контроль над жизнью религиозных общин, а также священников и отдельных верующих осуществлял районный уполномоченный Троицкого окружного отдела ОГПУ по Магнитному и Кизильскому районам. Контролировалась жизнь не только православных общин, но и представителей других конфессий (мусульман, старообрядцев, язычников). Так, например, в феврале 1924г. окружком требовал отстранить от должности учителя аула Бисянова Янгельской станицы Набуулина Сафиулла, как действующего муллу. (1)

В апреле 1924г. районный уполномоченный ОГПУ отправил письмо председателю Магнитного райисполкома:

«Сов. секретно. Председателю Магнитного РИКа. Вследствие того, что органы ОГПУ обязаны вести наблюдение за деятельностью групп верующих всех видов и оттенков в будущем прошу вас заявления групп верующих с ходатайством о разрешении съездов, собраний и т.п. направлять в секретном порядке на заключение мне. Уполокроогпу Кожевников». (1)

В свою очередь председатель Магнитного РИКа отправил секретное циркулярное письмо всем сельсоветам Магнитного района, где писал:

«Дабы выявить политическую физиономию культов верующих райисполком предлагает после каждого собрания или заседания верующих затребовать копию протоколов, которую представить в РИК». (1)

Документальные свидетельства позволяют увидеть, чем живет в эти годы православная церковь в Магнитном районе, как складываются ее отношения с властями. Верующие, члены церковного совета, священники практически всех сельсоветов писали заявления с просьбами разрешить шествие на воду, на поля, проведение молебна и др. Несмотря на то, что разрешение практически всегда давалось, но по резолюциям и внутренней переписке разных уровней властей видно, что к верующим и их мероприятиям относились с большими подозрениями.

В течении 1924г. благочинный 28 округа В. Комаров неоднократно обращался в Магнитный райисполком за разрешением о проведении собрания духовенства и мирян. (1) 3 июля собрание состоялось в пос. Среднеуральском, на нем обсуждались вопросы содержания епархиального управления, приходов округа, приобретения свечей и предметов богослужения. По поводу этого собрания сохранилось письмо уполномоченного ОГПУ, в котором говорилось: «эти съезды всегда имеют тенденции скрывать свою действительную физиономию, стараясь доказать свою аполитичность, они приглашают на свои съезды представителей гражданских властей присутствие каковых для них особенно нежелательно. Дабы иметь возможность выявить действительную физиономию и платформу съезда рекомендую от посылки своего представителя равно и представителей местных органов власти, т.е. с/советов воздержаться». Смысл уловить не просто!

20 июля на собрании духовенства и мирян 28 благочинного округа в пос. Черниговском были проведены выборы делегатов на викарианский съезд в г. Троицк, а также обсуждались вопросы содержания и проживания депутатов.

20 октября на собрании в пос. Магнитном прошли выборы членов благочинного совета на 1925г., а также был представлен доклад о викарианском съезде и выступления с мест о детской беспризорности.

Даже эти краткие сообщения показывают, насколько насыщенной была жизнь духовенства и мирян в эти годы. Обсуждались ли на собраниях вопросы отношений с обновленцами и насколько горячи были споры? Несомненно, такие разговоры велись, но информации об этом очень мало. Известно, что с октября 1925 по апрель 1926г. в пос. Магнитном служил Седых Александр Петрович, известный в Оренбургской епархии борец с обновленчеством. Трудно поверить, что о. Александр не продолжал обличение обновленцев и в Магнитном районе. Тем более что, его служение здесь закончилось арестом по обвинению в возбуждении верующих против советской власти. (2)

До революции во всех поселках Магнитного района были храмы, священники служили по многу лет на одном месте. В 20е годы наблюдается резкая смена священнослужителей, что за этим стоит, можем только догадываться: кто-то, возможно, ушел с Дутовым, кто-то погиб, кто-то посчитал более разумным сменить место жительства, а может быть и образ жизни.


Храмы и священнослужители Магнитного района
1924 – 1926гг.

Название поселка

Церковь

Священнослужители

1.

Магнитный

Свято-Троицкая

Андреев Иван, священник;

Васягин Василий Данилович, священник, 1884 г.р.;

Смирнов Василий Александрович, дьякон, 1888 г.р.;

Леготин Илья Васильевич, священник, 1868 г.р.

2.

Агаповский

Свято-Никольская

Кочешов Николай Васильевич, священник, 1896 г.р.;

Маврин Венедикт Михайлович, священник, 1864 г.р.;

3.

Среднеуральский

Казанская

Благочинный 28 округа В. Комаров;

Чистовский Геннадий Андреевич, священник, 1870 г.р.;

Жердяев Николай Федорович, священник;

4.

Черниговский

Михайло-Архангельская

Голубев Николай Иванович, священник, 1874 г.р.;

5.

Требиатский

Михайло-Архангельская

Бикбоев Иван Степанович, священник;

6.

Наваринский

Николаевская

Токарев Иван Акимович, священник, 1868 г.р.;

Мельников Игнатий Яковлевич, священник, 1906 г.р.;

Скворцов Александр Иванович, священник, 1881 г.р.;

7.

Еленинский

Николаевская

Нет информации

8.

Янгельский

Казанская

Ракитин Виктор Семенович, священник, 1885 г.р.;

9.

Воздвиженский

Крестовоздвиженская

Кожевников Иван Н., священник, 1880 г.р.;

Головачев Василий Абрамович, псаломщик, 1842 г.р.;

Вдовин Ю., священник


В 1926г. все священники и их семьи были лишены избирательных прав. Сведения о священниках в основном не многочисленны. Но о судьбах некоторых из них известно больше.

Добролюбов Александр Васильевич родился в 1864г. в семье псаломщика, окончил Костромскую духовную семинарию. С 1895г. он служил в станице Магнитной. При отце Александре был построен новый Свято-Троицкий храм. В документах 20х годов о. Александр не упоминается, последняя запись о совершении им треб относятся к 1917г. Видимо, после революции он не служил. О последующей его судьбе мы знаем только по воспоминаниям. Жительница станицы Магнитной А.М. Коробова-Ефимова (1912 - 2006) вспоминала: «Когда я училась в школе, то дочь священника Сира Александровна Добролюбова работала там учительницей. Однажды, во время урока пришла почтальонша и подала Сире Александровне телеграмму. Она прочитала и сразу упала в обморок. В ней было написано: «Ваш отец скончался. Поминайте его». Дома мама сказала: это подлецы - комсомольцы просили крест у отца Александра, чтобы играть спектакль. Он им не дал, и за это его арестовали и увезли в Верхнеуральск в тюрьму. Ну вот, а теперь расстреляли». (3)

Известна и другая версия гибели о. Александра: «Подгулявшие красноармейцы встали на пути, когда он шел на богослужение. Диалог был коротким:
Поп, сегодня службы не будет, и вообще перестань дурманить народ своим опиумом!
Я не могу не служить, меня верующие ждут…

Отец Александр решительно отстранил солдата, заступившего ему дорогу и широко зашагал к церкви. Перед входом остановился, истово перекрестился на икону Святой Троицы. В этот момент кто-то из красноармейцев выстрелил ему в спину». (4)

Как было на самом деле и когда еще предстоит выяснить.

Смирнов Василий Александрович родился в 1888 г. в г. Оренбурге, мещанин. В станице Магнитной служил псаломщиком, дьяконом, некоторое время, священником. В 1919г. сгорел его дом вместе с имуществом. Жена умерла, оставив ему 4 детей, двое детей умерло от тифа. Позже он вторично женился на дочери священника Александра Добролюбова – Сире. В 1930 году он отрекся от сана через газету «Магнитогорский рабочий»: «Я, псаломщик п. Магнитного Василий Смирнов, пришел к сознанию, что нетрудовой заработок в нашей стране позорит человека и калечит его жизнь, а потому заявляю, что с сегодняшнего дня оставляю свою должность и безвозвратно, навсегда перехожу на трудовую жизнь и вместе с тружеником-рабочим упорно и самоотверженно буду работать, облегчая общий труд. К сему призываю всех моих коллег». (5) Отречение, видимо, было вызвано тем, что на общегражданском собрании поселка Магнитный, было решено конфисковать имущество и выслать В. Смирнова за пределы Уральской области. (6) Позже он работал в «Востокококс» плотником, но в 1933 г. во время паспортизации вспомнили его прошлое, уволили и выселили за черту Магнитогорска. В своем заявлении с просьбой о восстановлении в правах гражданства он писал: «Я действительно сдержал свое слово – взялся за топор и в течение почти трех лет честно и добросовестно работал. За все время не сделал ни одного прогула, работал на одном участке, не гоняясь за долгими рублями. Учитывая свое положение (лишенного голоса с 1926 года), я все свои силы клал, чтобы оправдать данное обещание, но теперь я не имею возможности продолжать свой честный труд, т.к. в другом месте, как беспаспортник Магнитостроя, не могу поступить на работу. Средств к существованию совершенно нет». (5)

Чистовский Геннадий Андреевич родился в 1970г., служил священником на Тирлянском заводе, в пос. Александровский Верхнеуральского уезда, в 20е годы в пос. Среднеуральском Магнитного района. До 1931г. судим не был. (7) Дальнейшая его судьба неизвестна. Имел жену Марию Алексеевну (1873 г.р.), сына Ивана.

Ракитин Виктор Семенович родился в 1885г, сын учителя начальной школы Воронежской губернии. До революции был дьяконом. В 20е гг. служил священником в пос. Янгельском. Жена Анна Павловна (1887г.р.) – дочь учителя г. Верхнеуральска. (8) В июле 1929г. публично через газету отрекся от сана священника. В 1933г. в заявлении в горисполком он писал: «Я, бывший священник Янгельского поселка Магнитного района, в начале 1929 года у меня создалось непоколебимое решение покончить со своей эксплуататорской профессией. Настоящее решение было усугублено большею решимостью после того, как я, увидав строительство Магнитостроя, воочию убедился, что мы, служители культа, не желаем примкнуть к этому великому важному делу трудящихся». (9) Дальнейшая судьба неизвестна.

В январе 1930 г. Магнитный райком ВКП (б) принял постановление о закрытии церквей в поселках Магнитный и Среднеуральский. Позже были ликвидированы церкви и в других ближайших селах – в Воздвиженском, Янгельском, Буранном. Колокола с церквей были переданы тресту «Металлолом».

Краеведы Г.И. Гончарова и А.Г. Серов записали воспоминания очевидцев – Т.И. Гущиной, В.Н. Доможирова и др. - о разорении церквей в Магнитном поселке. Они вспоминают, как ломали церкви, снимали колокола, жгли иконы. Многие помнят имена главных вандалов, рассказывают об их незавидной судьбе, о страшной смерти, рассматривая это как наказание. Но вспоминают и слезы людей около церкви, и тех, кто выносил и прятал иконы. В Магнитогорском краеведческом музее хранятся две иконы, по преданию когда-то бывшие надвратными в Магнитской церкви. Старожилы вспоминают, что одно время в церкви был кинотеатр. В результате строительства второй плотины (1937 г.) храмы ушли под воду. Партийные идеологи думали, что таким образом подписали окончательный приговор православию.

Однако закрытие церквей вовсе не означало автоматического искоренения веры и уничтожения стремления людей к совершению совместных религиозных ритуалов.

Так, 16 октября 1931г. Начальник Магнитогорского городского отдела ОГПУ сообщал в Магнитогорский горсовет: «В поселке Воздвиженском Магнитогорского района за неимением служителя религиозного культа имеющаяся церковь не функционирует около года. Однако в так называемые двунадесятые праздники, иногда в воскресные дни в церкви для моления собираются верующие и проводят читку религиозных книг. Чтецом является 87-летний старик Головачев Василий Абрамович, в прошлом кулак-атаман станицы, который принимал участие в постройке церкви и у которого находятся ключи от церкви». (10)

В 1931г. верующие Среднеуральского поселка отправили в горсовет Магнитогорска заявление о регистрации объединения «Православно – Христианское общество верующих староотеческой церкви поселка Среднеуральского», которое подписали 50 человек. В заявлении так объясняли для чего они создают общество: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей». (7) Видимо, это было последняя попытка сохранить приход. Жители Среднеуральска смогли сохранить свою веру, несмотря на гонения, так что не случайным выглядит то, что именно здесь в 1942 -1943гг. священник о. Димитрий (Герасенко) возобновил службу в молитвенном доме.


Борьба с религией – борьба за социализм

Город Магнитогорск занимает особое место в истории нашей страны. Благодаря огромным жертвам в течение нескольких лет в голой степи был не только построен передовой по тем временам металлургический комбинат, но и новый город. Этот город был чистым листом, на котором проводился эксперимент строительства сугубо советского города и по архитектуре, и по экономике, и по мировоззрению. Строительство металлургического завода и города начинается в 1929 г. Было ли случайностью, что это совпало со временем яростного преследования верующих всех религиозных конфессий? Идея нового безрелигиозного общества воплощалась по всей стране, но новый город, не имеющий религиозного наследия, казался наиболее подходящим для этого. Примечательно, что город строился как социалистический, в котором не могло быть культовых зданий. В книге Б.Н. Булатова, Г.П. Геккера «Магнитогорск» (1931 г.) написано: «Характерным, ярким штрихом нового города, подчеркивающим его социалистический характер, будет то, что Магнитогорск будет лишен обычного «украшения» - возвышающихся куполов церквей и других зданий культа. Это будет второй в СССР – после Мурманска – город без попов и церквей!»

Однако среди сосланных и спецпереселенцев оказалось много верующих и священнослужителей. В исправительно-трудовой колонии находилась группа заключенных (30-40 чел.), состоящая из священников. Джон Скотт (иностранный рабочий на Магнитострое) вспоминал: «Однажды возвращаясь, домой с работы, я стал свидетелем любопытной сценки – передо мной была бригада, состоявшая из 40 или 50 священников православной церкви, одетых в грязные, изодранные черные рясы. У всех были длинные волосы, у некоторых даже до пояса. Они упорно работали заступами и лопатами…Большинству из них были предъявлены обвинения в поджоге зерна или в подобных, полууголовных - полуполитических преступлениях. Они все еще носят длинные волосы и ходят на работу в своих старых скуфьях и ношенной одежде. Многие по всей видимости никогда не моются». (11)

В 30е годы в городе появились первые баптисты, адвентисты Седьмого дня. Баптисты (Г. Шевчук, Салепко, Сапиок, Вогинков и др.) проводили в своих квартирах молитвенные собрания, привлекали молодежь. По некоторым данным в 1929г. приехала в Магнитогорск семья адвентистов Артемова П.Ф. Татары, башкиры, казахи тайно исполняли мусульманские обряды. Корреспондент Чугунов в газете «Магнитогорский рабочий» от 16 апреля 1933г. писал: «Много верующих и бывших священнослужителей было среди спецпереселенцев. В районе, где живут рабочие Коксохимстроя, ЦЭС, кирзавода, бетонного комбината, попы создали свой «агитпроп». «Духовные» агенты…вербуют отсталых рабочих в ряды верующих, предлагают крестить детей». На территории стройки крестили детей (в том числе и некоторые члены партии), отмечали православные праздники. (12)

Все это было неприемлемо для новой власти. В 1935г. прошли аресты среди баптистов и адвентистов, многие бывшие священники были выселены за черту города. Однако этого было недостаточно для борьбы с многовековой традицией. В газете «Магнитогорский рабочий» писали: «Необходимо разоблачать классовую сущность религии и действий ее приверженцев, одурманивающих массы призывами к братству и всепрощающей любви к врагам трудящихся». С этой задачей предстояло справиться Союзу воинствующих безбожников (СВБ). Созданный в 1925 г. СВБ проводил свою работу под лозунгом: «Борьба с религией – борьба за социализм». В уставе этой организации определяется следующая задача: «Под знаменем воинствующего безбожия, ведет (СВБ) активную борьбу за полное раскрепощение трудящихся от религиозного дурмана, вскрывая социальные корни религии».

С конца 1930 г. ячейки Союза воинствующих безбожников создаются во многих коллективах Магнитостроя (на коксокомбинате, элеваторе, геологоразведочной базе, в отделе Рабсилы, в центральной гостинице, отрядах ВОХР, бригадах Оськина, Дмитриева, Галиуллина, Иванова и др.).

В одном из протоколов рабочих и служащих Магнитогорского элеватора ставится задача «создать среди нас (рабочих элеватора) контрнаступление на религию всех мастей как самого злейшего врага Советской власти». (13) 25 февраля 1931г. в столовой заводоуправления состоялась первая Магнитогорская районная конференция СВБ. В Магнитогорском краеведческом музее хранится мандат делегата этой конференции А.И. Шустиковой. Решения этой конференции обсуждались в ячейках. Так, на заседании бюро ячейки СВБ при погрузо-разгрузочном бюро говорилось о необходимости создания уголка безбожника, было принято решение о создании ударной бригады имени безбожника. Большое значение придавалось распространению антирелигиозной печати, вербовке в члены воинствующих безбожников. (13)

Ячейки СВБ ставили спектакли к праздникам, устраивали антирождественские, антипасхальные кампания, антиуразы, брали шефство над колхозами.

В своей деятельности безбожники совмещали антирелигиозную пропаганду с решением производственных вопросов. Бригада плотников Оськина не только приняла название артели имени Ярославского (в 30е годы возглавлял СВБ), но и, объявив себя ударниками, вызвала на социалистическое соревнование бригаду Николаенко. Одним из критериев соревнования объявили «борьбу с религией и поповским дурманом». В Магнитогорском краеведческом музее есть фотография ударной бригады безбожников Горсовета (1932 г.). По архивным материалам удалось узнать, что ударная бригада СВБ была создана для «помощи строительству в связи с развертыванием строительства». На слете ударной бригады было решено с 1 мая по 1 ноября отдать все выходные дни на помощь стройке. Бригадиром был избран секретарь ячейки СВБ Захаров. (13)

Любопытные пожертвования собирали в эти годы безбожники – на строительство танка «Безбожник», подводной лодки «Воинствующий безбожник», самолета «Уральский безбожник».

Большое внимание уделялось работе среди рабочих – нацменов. 26 марта 1934 г. состоялось инструктивное совещание в парткабинете ГК ВКП (б) по антирелигиозной работе среди нацменов. С 1930г. существовала ячейка СВБ рабочих нацмен 13го участка.

СВБ охватывал не только рабочие коллективы, но и все учебные заведения, школы города и близлежащих сел. В «Магнитогорском пионере» за 26 января 1933 г. мы читаем о работе Черниговской школы: «Со 2 января переключились на антирождественскую работу, написали лозунги, плакаты, которые развесили в школе, сельсовете, избе-читальне. 6 января антирелигиозный вечер сорвали пьяные хулиганы». (14)

Ф.М. Абдрафикова вспоминает свои школьные годы (одна из первых пионеров Магнитогорска): «В церковные праздничные дни дети из религиозных семей не ходили в школу, и мы, пионеры, получали задание привести их в школу, проводя антирелигиозную пропаганду. Во время крестных служб мы отрядом, дружным строем под знаменем с барабаном маршировали около церкви с громким пением революционных песен. А вокруг улюлюкали «кулацкие» дети, и злобно «шикали» станичники». (15)

Магнитогорская организация СВБ выделялась и на Урале и в стране. Президиум Уралоблсовета СВБ 29 ноября 1931 г. постановил: «Магнитогорскую организацию, т.т. Санникова, Соловьева, бригаду юных безбожников представить на всесоюзный конкурс, а также премировать поездкой 2х человек по важнейшим стройкам Урала…, а тов. Соловьева за сбор средств (1500 руб.) премировать выдачей литпайка по 5 руб. в месяц с 1 декабря». (13)

Центральный штаб по построению подводной лодки «Воинствующий безбожник» также отметил заслуги Магнитогорского райсовета СВБ.

25 декабря состоялся всесоюзный антирелигиозный радио-митинг как часть всесоюзной антирождественской кампании. После официальных выступлений из Москвы (Е.М. Ярославского, Д. Бедного) в прямом эфире раздались голоса с мест, в том числе и из Магнитогорска. Репортаж шел прямо с домны, речь шла об участии безбожников в строительстве металлургического завода. (13)

Безбожники были активны и часто агрессивны. Каковы были результаты их деятельности?

Документальные свидетельства 30х гг. показывают, как непросто, оказалось, искоренить память поколений и веру из сердца. Первостроители, приехавшие по своей воле и привезенные насильственно, были разной национальности со своими обычаями и верованиями. И хотя большинство старалось скрыть свои религиозные чувства (в том числе и от собственных детей), не всегда это было возможно. К пасхе начиналась «печка шанежек, пирожков». Интересное решение предложили на собрании членов СВБ элеватора – объявить в день пасхи субботник среди женщин. Видимо женщины менее мужчин поддавались антирелигиозной пропаганде. Да и среди школьников не все были атеистами. Кудряшов писал в 1933 г. о ребятах с. Черниговка: «Очень многие ребята ходят в церковь. В антирождественскую кампанию дали обязательство не ходить в церковь». (14) Ф.М. Абдрафикова вспоминает: «Учился у нас в классе мальчик, который прежде чем пойти отвечать к доске, обязательно крестился и прикладывался к маленькому образу, находившемуся у него в холщовом мешочке, с которым он ходил в школу» (15)

Атеистическая работа в 30е годы проводилась не только с помощью бесед, распространения литературы и создания ячеек СВБ, но и расстрелами, заявлениями в прессе об отказе от религии, от верующих родителей и т. д. Имеются данные о расстрелах священников и монахов на территории Магнитостроя, о преследовании бывших священнослужителей и их детей.

30е годы Магнитостроя – яркая и трагическая страница нашей истории. Это было время тяжелое и горькое. Но люди, прежде всего молодежь, жили надеждами и планами на будущее, часто с искренним энтузиазмом встречали решения компартии. Строили не просто комбинат и город – строили новый мир. Борис Ручьев в поэме «Прощание с юностью» передает мечты поколения 30х гг. о будущем Магнитогорска:



«…город,
недоступный бурям,
никем еще не виданный вовек,
весь - без церквей,
без кабаков,
без тюрем,
без нищих,
без бандитов,
без калек»

Сегодня нам кажется странным такое отрицание церкви наряду с тюрьмами и кабаками. В 30е и это мало кого удивляло – священнослужители и верующие воспринимались как враги нового строя и прогресса. Несомненно, это был результат атеистической пропаганды, деятельности СВБ. Сохранение в этих условиях Веры было огромным духовным подвигом.

Автор осознает, что имеющиеся материалы фрагментарны, многие вопросы остаются без ответа и требуют дальнейшей разработки, тем не менее некоторые выводы мы можем сделать.

  • Несомненно, что в 1924 – 1926гг. религиозная жизнь в Магнитном районе была насыщенна событиями (обряды, собрания, участие в викарианском съезде и др.). И все это на фоне постепенного усиления контроля и вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных общин со стороны местных властей и ОГПУ.

  • После 1929г. происходит резкий переход от контроля к закрытию церквей, ликвидации любых религиозных объединений и агрессивной пропаганде атеистического мировоззрения. Строительство металлургического завода и г. Магнитогорска облегчило этот переход. Прибытие большого числа людей из разных регионов с различными традициями, насильственное переселение (в том числе и жителей поселков Магнитного района), тяжелые условия жизни и труда, страх перед репрессиями – все это не способствовало активной борьбе за свои убеждения.

  • Атеистическая пропаганда, несомненно, имела успех у многих и прежде всего у молодого поколения.


Примечания

  1. МГА. Ф. 7. Оп.1. Д.1;

  2. Зимина Н.П. Священник Александр Седых и борьба с обновленческим церковным расколом в оренбургской епархии в начале 1920х гг.//Культура Оренбургского края: история и современность. Оренбург, 2011;

  3. Серов А.Г. Воспоминания старожилов станицы Магнитной. Магнитогорск, 2013. С. 122.

  4. Баканов В.П. Испытание Магниткой. Магнитогорск, 2001.

  5. Синенко С. Лишенцы.// Магнитогорский рабочий. 1997.13 января.

  6. Баканов В.П. Станица Магнитная. Магнитогорск, 1994. С. 391.

  7. Документы из личного архива Гончаровой Г.И.

  8. МГА. Ф. 7. Оп.1. Д.16.

  9. Мудрак В. Храмы станицы Магнитной.// Магнитогорский рабочий. 2000. 25 июля.

  10. Козлов Ю.Я. В верховьях Урала. Челябинск, 2008.с. 198.

  11. Скотт Д. За Уралом. Москва, 1991. С. 105, 281

  12. Чугунов. Мракобесы действуют «тихой сапой».// Магнитогорский рабочий. 1933. 16 апреля.

  13. МГА. Ф. 7. Оп.1. Д.20.

  14. Кудряшов. Ячейка комсомола не помогает.// Магнитогорский пионер. 1933. 26 января.

  15. Фонды Магнитогорского историко-краеведческого музея.


Список сокращений

  • ОГПУ – Объединенное Государственное Политическое Управление СНК СССР (1923-1934);

  • РИК – райисполком;

  • СВБ - Союз воинствующих безбожников;

  • ВОХР – Войска Внутренней Охраны Республики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий