среда, 26 августа 2020 г.

 

Г. И. Старикова
Историко-краеведческий музей, г. Магнитогорск

31 августа 2020 г.-день рождения нашего музея, в преддверии этой даты предлагаем вам познакомиться со статьёй о первом директоре Магнитогорского историко-краеведческого музея Д. В. Петкове.



Д. В. Петков - директор, экспозиционер, художник…


Магнитогорский краеведческий музей был основан в последний год Великой Отечественной войны. Это еще один пример верности изречения русского философа Н.Ф. Федорова о том, что «народы в несчастье обращаются к прошедшему, освобождение… народов начинается основанием музеев». Война подтвердила – музеи нужны стране и людям.

31 августа 1944 г. исполком Магнитогорского совета депутатов трудящихся принял решение об организации в городе музея. (1) Это решение было утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР (за подписью А. Косыгина): «разрешить Челябинскому облисполкому организовать с 1 января 1946 г. в г. Магнитогорске краеведческий музей». Первым директором музея был назначен Дмитрий Вербанович Петков (1910 - 1969).

Д.В. Петков родился 9 октября 1910 г. в Санкт-Петербурге. Его отец - Вербан Иванович (1875 - 1945) - был по национальности болгарином из города Рущук, в двенадцатилетнем возрасте приехал в Россию, окончил институт и в 1899г. принял русское подданство. Он был инженером-путейцем, работал до революции на Сибирской железной дороге в должности начальника участка пути. Мать Евгения Ивановна (1875 - 1938) родилась в Санкт-Петербурге и была домохозяйкой. Этой информацией о своей семье и ограничивался Дмитрий Вербанович в анкетах, автобиографиях, личном листе по учету кадров 1945 – 1949гг. Сохранились воспоминания друзей семьи: «Это была глубоко интеллигентная семья, сохранившая и закрепившая в своем воспитании принципы высокой морали, культуры и благородства».



Д.В. Петков был талантливым и очень разносторонним в своих интересах человеком. Это подтверждает весь его профессиональный и жизненный путь. Инженер, конструктор, художник, музейщик… Знал несколько иностранных языков.

После окончания в 1929 году средней школы, он работает чертежником и конструктором Стройбюро ОГПУ в г. Свердловске, занимается живописью в Свердловской студии АХР и заочно учится в Московском Доме народного творчества. В 1934г. вместе с отцом переезжает в г. Смоленск. Здесь он окончил строительный техникум и продолжил обучение на заочном отделении Московского института инженеров коммунального строительства. В последующие годы Дмитрий Вербанович работал в музеях г. Смоленска главным художником. В областном музее г. Смоленска он и познакомился со своей будущей женой Евгенией Эдуардовной Лепиной. Ее отчим - полковник, летчик, начальник 15-й школы лётнабов под Челябинском – был расстрелян в 1938г. О судьбе отчима жены, так же как и нахождении родственников в оккупации, Дмитрий Вербанович откровенно писал во всех анкетах.



В 1941 г. Д.В. Петков с женой были эвакуированы в Тамбов (преподавал в школе), а затем на Урал, где Дмитрий Вербанович работал на рудниках Башкирии (Бурибай, Бакр-Узяк). В 1943г. переехал в г. Магнитогорск, работал инженером треста «Магнитострой», одновременно руководил изостудией Дворца металлургов Магнитогорска, был старшим преподавателем Горно-металлургического института. Его яркая личность, общественная активность очень скоро стали заметны в городе. Знали и о его опыте работы в музеях Смоленска. В 1945 году Дмитрий Вербанович был приглашен на должность директора Магнитогорского краеведческого музея (2). Где и проработал до 1954 года. В период своей работы в Магнитогорске Д.В. Петков был удостоен правительственной награды – медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»



Д.В. Петков, несомненно, сыграл большую роль в становлении музея: решение материальных и технических проблем по эксплуатации здания, подбор кадров, создание экспозиции, организация научно-фондовой, экспозиционной, просветительской работы. Определяя основные задачи музея, Петков писал: «Воссоздать историю Магнитогорска и отобразить его роль и значение для нашей Родины может и должен краеведческий музей».

Первоначально музей размещался в здании школы № 31. В годы войны здесь был госпиталь № 1725. В сентябре 1944г. по решению горисполкома административная часть бывшего госпиталя была отдана под музей (3)



19 мая 1946 г. открывается первая экспозиция краеведческого музея, которая состояла из двух разделов: «Великая Отечественная война», «Истории горы Магнитной». Среди экспонатов преобладали таблицы, рисунки, фотографии, фотокопии документов. Предметов было немного – формирование фондов только начиналось. В первый день экспозицию осмотрело 150 человек, среди них были и участники Всесоюзного Совещания доменщиков и сталеплавильщиков.

В 1947 г. музей провел реэкспозицию (приказ по музею № 56 от 31. 07. 47г.) и переехал в новое здание (ул. Чайковского, 41 а), площадь которого составляла 797, 4 кв. м. Уже через несколько месяцев - 14 сентября 1947г.- музей был открыт для посетителей. Около 35 лет находился музей по этому адресу. Тысячи магнитогорцев до сих пор с теплотой вспоминают старые залы музея и его сотрудников.

Первые шаги музея, трудности, с которыми столкнулся директор и первые сотрудники, нашли отражения во внутримузейной документации, протоколах Магнитогорского горисполкома, газетных публикациях. Проблем было много: и отсутствие квалифицированных кадров научных сотрудников, и недисциплинированность техперсонала. Но самое главное не хватало знаний о местной истории. Д.В. Петков занимается самообразованием, пополняет знания по истории края и города, учится на историческом факультете Магнитогорского государственного педагогического института. Требует повышения квалификации и от сотрудников. В марте 1951г. организовал обязательный цикл семинаров по музееведению, составил программу и контрольные вопросы (приказ по музею №15 от 16 марта 1951г.). Жесткие требования и насыщенная работа первоначально приводила к частой смене сотрудников. Но именно в процессе организации работы музея, поиске экспонатов, создания экспозиции родился первый очень работоспособный и творческий коллектив музея. Горисполком по просьбе Петкова командирует сотрудников в музеи Челябинска, Москвы, Днепропетровска. Сотрудничество с музеями принесло свои плоды. Это и консультации, и изготовление макетов, и передача фотокопий документов и подлинных экспонатов. Так, Государственный исторический музей передал кремневые ружья, пороховницы, бердыш, копье. Поездка в сентябре 1959г. библиотекаря Л.А. Меркурьевой в Москву помогла комплектованию научной библиотеки музея.



Существование музея невозможно без экспонатов и их научного изучения. Поэтому первоочередной задачей научных сотрудников Магнитогорского краеведческого музея было комплектование музейных фондов по истории родного края. И здесь позиция директора определила направления работы: археология, старинные предметы быта, история ММК и города.

4 января 1947г. создана постоянная закупочная комиссия (приказ по музею №34 от 4. 01. 1947г.) в составе зам. директора Л.М. Рабиновича, зав. фондами Е.Э. Лапиной, члена научного совета Г.Я. Соловьева и секретаря Л.А. Меркурьева. Она собиралась еженедельно и определяла приобретение экспонатов. Отдельно Петков отметил в приказе, что оставляет за собой «право привлекать к работе экспертов и специалистов». Благодаря этому приказу мы узнали о роли в формировании нашей коллекции известного художника – художественного летописца Магнитки – Георгия Яковлевича Соловьева.

Одна из самых первых и значительных коллекций краеведческого музея – археологическая – сформировалась в результате участия сотрудников музея в археологических экспедициях под руководством К.В. Сальникова в 1948 – 1953 гг. Окрестности Магнитогорска богаты археологическими памятниками (с эпохи палеолита и до средневековья). К.В. Сальников исследовал памятники бронзового и раннежелезного веков, это и поселения (Мало-Кизильское селище, пос. Агаповка), и могильники (Мало-Кизильские I и II, Агаповка II, Первомайский и др.). При раскопках были обнаружены орудия труда, сосуды, украшения, оружие и другие предметы, раскрывающие культуру, быт и верования древних народов Южного Урала. Большинство материалов раскопок, в том числе не только предметы, но и отчеты, чертежи, полевые описи, были переданы в Магнитогорский краеведческий музей. Именно благодаря Д.В. Петкову состоялось это сотрудничество. Он сам участвовал в экспедициях, делал макеты, иллюстрации для первой археологической экспозиции.



В формировании фондов особое внимание уделялось советскому периоду (гражданская война, строительство ММК, Великая Отечественная война, первые пятилетки, съезды коммунистической партии и т.д.). Интерес к предметам старины не поощрялся, многие темы были закрыты (например, голод или спецпереселенцы на Магнитострое) или раскрывались односторонне (например, гражданская война). Очень четкими были идеологические установки, как по сбору материалов, так и по экспозиционной работе: «советские музеи являются действенным средством пропаганды коммунистических идей, коммунистического мировоззрения и, тем самым, коммунистического воспитания» (4).

В 1949г. в газете «Магнитогорский рабочий» была напечатана статья И. Макарова «Магнитогорский краеведческий музей». Автор очень подробно описывает залы музея: «Знакомство с музеем посетитель начинает с одного из самых крупных отделов – отдела природы. Здесь экспонированы коллекции горных пород и минералов … Южного Урала. Есть здесь коллекции … различных минералов, добытых в недрах горы Магнитной. Большой интерес представляет отдел, посвященный прошлому и настоящему Магнитки. С волнением рассматривают посетители модель брезентовой палатки. В таких палатках 19 лет назад жили первые строители завода. Рядом на картине изображен целый палаточный город. Специальный раздел повествует о самоотверженном труде магнитогорских металлургов, горняков, строителей в годы Великой Отечественной войны. Внимание привлекают модели доменных печей № 5 и 6. Интересен раздел, отражающий историю развития горнорудной промышленности, экономики и культуры на Южном Урале. Здесь посетитель может познакомиться с материалами, проливающими свет на историю пугачевского восстания и революционного движения на уральских заводах 18 – 19 веков, узнать, как основалась крепость Магнитная, как 200 лет назад на горе Магнитной велась добыча руды. Здесь же коллекция холодного и огнестрельного оружия яицких казаков 18 века. За последнее время экспозиция пополнилась многими новыми материалами. Экспонированы материалы, характеризующие быт и культуру древнейших поселений. Материалы эти явились результатом археологической экспедиции в районах Магнитогорска. Создан новый отдел, посвященный будущему Магнитки. Здесь экспонирован большой макет правобережного города. Музей пользуется широкой популярностью у магнитогорцев». (5)



Впечатляющий результат работы первого директора и коллектива музея за 4 года! Представлены многие важнейшие темы истории края и города, изготовлены макеты (некоторые из них до сих пор находятся в экспозиции), найдены фотографии и экспонаты. Эта экспозиция (с некоторыми изменениями) работала до переезда музея в 1980 году на правый берег.

Однако в прессе звучали и критические замечания в адрес музея. В 1950 году П. Гагарин писал: «Музей Сталинской Магнитки превращен в хранилище предметов старины… здесь слишком увлекаются сбором предметов старины…мы не против экспонатов древности, но нельзя допускать, чтобы последние заслоняли собой современное, более близкое нам, родное, необходимое для воспитания трудящихся». И как пример: «Выставлена огромная чугунная плита с пышными словами восхваления деятельности одного генерала – коменданта Магнитской крепости. С какой же целью выставлен экспонат?». Не обошел автор критикой и директора музея: «Главная беда в том, что в музее нет настоящего руководителя. Правда, здесь есть тов. Петков, но ведь он один занимает много должностей: директор музея, лектор, художник, он же руководит отделением Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Легко ли везде успеть?» (6).

Успеть было нелегко, но Дмитрий Вербанович смог это сделать. Кроме перечисленных должностей, Д.В. Петков с 1949г. был еще и заведующим культурно-просветительским отделом в горисполкоме. И главное он создал полноценный музей!

Статья П. Гагарина не повлекла за собой оргвыводов, скорее всего даже для того времени она была слишком одиозной.

Одним из важных достижений музея при Д.В. Петкове стало и создание Верхнеуральского филиала (приказ по музею № 99 от 10 сентября 1948г.). В 1959г. Верхнеуральский краеведческий музей стал самостоятельным.

После окончания истфака Магнитогорского пединститута Дмитрий Вербанович получил рекомендацию в аспирантуру и уехал в г. Москву. В характеристике горисполкома Магнитогорска была фраза: «Деловыми качествами т. Петкова являются дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие и настойчивость в осуществлении поставленных перед собой задач».

А в г. Магнитогорске остался созданный им музей, авторские картины и даже проект нового здания музея. В современной экспозиции и фондах Магнитогорского историко-краеведческого музея хранится много экспонатов, связанных с именем Дмитрия Вербановича. Но, к сожалению, не сохранилось (возможно, найдутся) воспоминаний о музее времени становления, о его первом директоре.

Как сложилась судьба Дмитрия Вербановича Петкова после отъезда из Магнитогорска? И имеет ли это значение для истории нашего музея? Несомненно! Слишком сухие строки документов его магнитогорского периода, не могут раскрыть его человеческих качеств, его смелость и благородство, незаурядность его личности. Тем более что и в Подмосковье он опять создавал музей.

По направлению музейного управления Московской области Д.В. Петков работал с 1956г. по 1964г. директором Московского областного краеведческого музея в г. Истре (от предложения работать в ГИМе пришлось отказаться из-за отсутствия жилья). В настоящее время это крупнейший в России музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», находящийся рядом с Ново-Иерусалимским монастырем. Об этом периоде жизни Дмитрия Вербановича, о его отношениях с коллегами мы знаем благодаря статье «Человек яркий, судьба трагическая» В. Козлова и Д. Трунова. В их исследовании есть и строки воспоминаний современников о Дмитрии Вербановиче Петкове.

К приезду Петкова, музей еще не был восстановлен после немецкой оккупации, монастырь (где и жила семья до самой его смерти) только начали разбирать, многие экспонаты были уничтожены. Необходимо было изучение ансамбля монастыря, работа с сохранившейся коллекцией и создание экспозиции. Послевоенная экспозиция была открыта в 1959 году, благодаря Д.В. Петкову и его сотрудникам. Многие жители Истры до сих пор помнят эту экспозицию: «Поражала не только оригинальность решений экспозиционных задач, но и то, что многое, представленное для обозрения в той экспозиции, было сделано руками самого Дмитрия Вербановича». (7)

Ему удалось привлечь к работе в музее уникальных московских специалистов – в том числе Натана Яковлевича Эйдельмана, исследователя культуры 19 века, правозащитника, предложить ему работу было смелостью со стороны Петкова. Получил работу и выпускник МГУ Лев Лебедев, талантливый исследователь, владеющий несколькими языками, разносторонне образованный. Но именно его увлеченность православием, в конечном счете, привела к увольнению Петкова. В 1963 г. в газете «Ленинское знамя» была напечатана статья «Фальшивый крест» о переходе Лебедева в православие, о его дружбе со священником Александром Менем и даже о воровстве музейных ценностей, о бездеятельности и халатности директора музея. (8) После этой статьи и Петков и многие другие сотрудники покинули музей.

В г. Истре Дмитрия Вербановича знали не только как директора музея, но и как режиссера народного драматического театра, поставившего пьесу «Волки и овцы» А.Н. Островского (где он был и одним из актеров).

Элеонора Александровна Павлюченко вспоминала, что Натан Яковлевич Эйдельман до конца своей жизни сохранил чувство благодарности Д.В. Петкову, Истре, музею. В его книге «Вьеварум» (глава 6) есть несколько страниц, посвященных Д.В. Петкову.

Сама Элеонора Александровна (жена Н.Я. Эйдельмана) говорила о Д.В. Петкове: «Облик благородный, внешность аристократическая, чувствуется врождённая интеллигентность и душевное благородство».

Авторы статьи «Человек яркий, судьба трагическая» В. Козлов и Д. Трунов писали: «Люди, общавшиеся с Дмитрием Вербановичем, на всю жизнь сохранили яркие впечатления от этих встреч. Они отмечают уважительное внимание Дмитрия Вербановича к каждому своему собеседнику. Обладая энциклопедическими знаниями в различных сферах приложения человеческого разума, он никогда не демонстрировал своего превосходства над собеседником. Дмитрий Вербанович был человеком, чрезвычайно лёгким в общении. Его интеллигентность проявлялась в высочайшем уровне воспитания, благородства и человеческого достоинства. И качества эти проявлялись не только в поступках, но и в самом облике, речи, манере держаться и общаться с людьми».

Умер Д.В. Петков 2 декабря 1969 года в возрасте 59 лет.

Дмитрий Вербанович за свою жизнь создал два музея, построил две экспозиции, о которых вспоминают и через десятилетия, написал много картин, поставил несколько спектаклей…

Два города – Магнитогорск и Истра – на долгие годы забыли об этом удивительном человеке. Однако в 2000х годах в местной прессе этих городов (почти одновременно) были напечатаны о нем статьи. (8) Однако сотрудники Магнитогорского историко-краеведческого музея никогда не забывали своего первого директора. (9) Ушли давно люди, хорошо знавшие его, но остались документы, фотографии, картины и экспонаты.


Примечания


  1. Архивный отдел администрации г. Магнитогорска, ф.10, оп.1, д.380.

  2. Архивный отдел администрации г. Магнитогорска, ф.10, оп. 1, д. 390, л. 34.

  3. Архивный отдел администрации г. Магнитогорска, ф.10, оп. 1, д. 380.

  4. Основы Советского музееведения. М., 1955, с.3.

  5. Макаров И. Магнитогорский краеведческий музей. // Магнитогорский рабочий. 1949.

  6. Гагарин П. Краеведческий музей на ложном пути. // Магнитогорский рабочий. 1950. 15 сентября.

  7. Козлов В., Трунов Д. Человек яркий, судьба трагическая. // http://xn--80aer5aza.xn--80apydf.xn--p1ai/novosti/obshchestvo/chelovek-yarkiy-sudba-tragicheskaya-pamyati-petkova-d-v

  8. Малыгин И. Фальшивый крест // Ленинское знамя. 1964. 23 июля.

  9. Куклина Е. В обманчивой тиши музеев // Магнитогорский рабочий. 1918. 3 августа.

  10. Старикова Г.И. Исторический путь Магнитогорского краеведческого музея // Нашей истории строки. Магнитогорск, 2005. С. 127 - 144

Комментариев нет:

Отправить комментарий